Адабы имянаречения детей

Архив на категорию: Статьи, Фатава
Дата: 25 Июн 10 - 38 комментариев

Вопрос: я хочу дать имя своему сыну, какие шариатские адабы есть по этому вопросу?

Ответ: хвала Аллаху.

Нет сомнения, что вопрос имен является одним из важных вопросов в жизни людей, т.к. имя – заглавие для названного, указатель на него, оно необходимо для достижения взаимопонимания с ним; это украшение, знак, которым он будет обозначаться в этой и загробной жизни и который указывает на его религию, символизирует то, что он принадлежит к определенной конфессии. Для людей естественно воспринимать имена как указатель на определенные стороны человека. Имя для человека подобно одежде, которая плоха, когда она коротка, и плоха, когда длинна.

Основа в именах – разрешенность и дозволенность, но есть некоторые шариатские запреты, которых следует избегать при выборе имен, среди них:

  • Имена, содержащие в себе служение кому-либо помимо Всевышнего Аллаха, будь то пророки или ангелы, и недозволенно быть рабом никому, кроме Аллаха. Среди имен, включающих в себя поклонение не Аллаху – Абдуррасул عبد الرسول («раб посланника»), Абдуннаби عبد النبي («раб пророка»), Абдуламир عبد الأمير («раб правителя») и другие подобные имена. Эти имена нужно изменить тому, кто так назвался или кого так назвала семья. Благородный сподвижник Абдуррахман бин Ауф رضي الله عنه сказал: «Меня звали Абдуамр عبد عمرو (в другом риваяте – Абдулкаъба عبد الكعبة ), и когда я принял ислам, посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم назвал меня Абдуррахманом». Хадис привел аль-Хаким, 3\306, и с ним согласился аз-Загаби.
  • Наречение одним из имен Всевышнего Аллаха, которые относится только к Нему, как аль-Халикъ الخالق («Создатель»), ар-Разикъ الرازق («Дающий пропитание»), ар-Рабб الرب («Господь»), ар-Рахман الرحمن («Милостивый») и т.д., либо именем, описывающим атрибуты, которые присущи Одному Аллаху, как Малик аль-Мулюк ملك الملوك («король королей»), аль-Къахир القاهر («побеждающий, одолевающий») и пр. Именами подобного типа запрещено называться, и они должны быть изменены. Всевышний Аллах сказал:

هل تعلم له سميا

«Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (сура Марьям, 65).

  • Имена кафиров, которыми называются только они, и которые указывают на них, как, например, Абдулмасих عبد المسيح («раб Мессии»), Бутрус بطرس (Петр), Джирджис جرجس (Георгий) и другие подобные имена, указывающие на религию кафиров.
  • Имена идолов или тагутов, которым поклоняются помимо Аллаха, как Шайтан и пр.

Все это – имена, которыми недозволенно называться, харамные имена, и тот, кто носит такое имя или кого так назвали, должен изменить его.

  • Макрухом является называть именами с отталкивающим смыслом, несущими в себе некрасивое значение или вызывающими насмешки, т.к. в этом содержится противоречие руководству пророка صلى الله عليه وسلم , приказывающего давать хорошие имена. Пример подобных имен – Харб حرب («война»), Рашаш رشاش («брызги»), Гиям هيام (название болезни, постигающей верблюдов) и другие имена, имеющие плохие значения.
  • Макрухом является называть именами, содержащими похотливые значения, и это часто бывает в женских именах. Такие имена несут в себе сексуальные соблазнительные описания.
  • Нежелательно преднамеренно называть именами грешников из числа певиц, певцов, актеров и актрис и т.д. Если у них хорошие имена, ими можно называть, но только из-за их хороших значений, а не для того, чтобы уподобляться им или походить на них.
  • Макрухом является называть именами, значения которых указывают на грех, как Сарикъ سارق («вор») и Залим ظالم («несправедливый; притеснитель»), либо именами фараонов и грешников, как Фиръавн فرعون , Гаман هامان  и Къарун قارون .
  • Нежелательным является называть именами животных, известных своими дурными качествами, как Химар حمار («осел»), Кальб كلب («собака»), Къирд قرد («обезьяна») и пр.
  • Нежелательно называть именами, к которым добавлены слова ад-дин и аль-ислам, как Нуруддин نور الدين(«свет религии»), Шамсуддин شمس الدين («солнце религии»), Нуруль-ислам نور الإسلام («свет ислама») и Шамсуль-ислам شمس الإسلام («солнце ислама»), т.к. эти имена дают человеку больше, чем он заслуживает. Ученые-салафы не любили, когда им давали такие прозвища. Имам ан-Навави رحمه الله не любил, когда его называли Мухъйиддином محي الدين, а также шейхуль-ислам Ибн Теймия رحمه الله تعالى не любил, когда его называли Такъиюддином تقي الدين , и он говорил: «Но моя семья дала мне это прозвище, и оно стало известно».
  • Нежелательно добавлять имя к имени Аллаха (кроме имени Абдулла), например, Хасабулла حسب الله («заслуга Аллаха»), Рахматулла رحمة الله («милость Аллаха») и т.д. То же относится к именам, добавленным к слову ар-расуль الرسول  («посланник»).
  • Нежелательно называть именами ангелов, а также именами коранических сур, как Таха طه, Ясин ياسين и пр. Эти имена взяты из отдельных букв  (хуруф мукъаттаъа) и не являются именами пророка صلى الله عليه وسلم (см. «Тухфат аль-Мавдуд» Ибн аль-Къаййима رحمه الله, стр. 109).

Это – нежелательные имена. Нежелательно называть ими изначально. Что касается того, кого так назвала семья, он вырос и ему сложно изменить имя, то ему необязательно его менять.

Есть пять категорий хороших имен:

Первая категория: два имени – Абдулла عبد الله и Абдуррахман عبد الرحمن . В достоверном хадисе от пророка صلى الله عليه وسلم пришло, что он сказал:

أحب الأسماء إلى الله عبد الله وعبد الرحمن

«Самые любимые имена для Аллаха – Абдулла и Абдуррахман». Хадис привел Муслим в своем «Сахихе», 1398.

Вторая категория: остальные имена, в которых содержится поклонение Аллаху, как Абдулазиз عبد العزيز, Абдуррахим عبد الرحيم , Абдулмалик عبد الملك , Абдулилях عبد الإله , Абдуссалам عبد السلام и пр.

Третья категория: имена пророков и посланников عليهم السلام. Нет сомнения, что лучший из них, их господин – наш пророк Мухаммад محمد صلى الله عليه وسلم, и среди его имен также Ахмад أحمد . Затем идут пророки «улюль-азм», и это Ибрагим إبراهيم , Муса موسى , Иса عيسى  и Нух نوح عليه الصلاة والسلام, затем остальные пророки и посланники, да пребудет над ними всеми мир и благословение Аллаха.

Четвертая категория: имена благочестивых рабов Аллаха, и во главе их – сподвижники нашего благородного пророка صلى الله عليه وسلم. Желательно называть их хорошими именами, подражая им и желая достичь более высокого положения.

Пятая категория: любое хорошее имя, обладающее правильным красивым значением.

Также хорошо иметь в виду некоторые вещи при назывании детей, например:

  1. Знание, что имя будет сопровождать человека всю его жизнь и может причинять ему неудобства и проблемы, что может вызывать негативную реакцию по отношению к его отцу, матери или тому, кто назвал его этим именем.
  2. Глядя на имена, выбирая одно из них, нужно смотреть на него с разных сторон: на само имя, как оно будет смотреться для маленького ребенка, для юноши, для старика, для отца, насколько имя подходит, если включить его в кунью (т.е. «Абу + имя»), как оно подходит к имени отца и т.д.
  3. Имянаречение – законное право отца, потому что ребенок будет отнесен к его роду. Тем не менее, желательно, чтобы в выборе участвовала мать, чтобы отец принимал в расчет ее мнение, чтобы она была довольна.
  4. Нужно относить ребенка к его отцу (его роду), даже если он уже умер, развелся с матерью и т.д., даже если он не заботится о ребенке и вообще его не видит. Абсолютно запрещено относить ребенка не к его отцу, кроме одного случая – когда ребенок получился в результате прелюбодеяния, валь-иязу биллях, тогда ребенок относится к роду своей матери, и не дозволено относить его к его отцу.

Шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджжид

38 комментариев на “Адабы имянаречения детей”

1
зарема

ассаламу алейкум уарахьматуЛлахьи уабаракятуху. Меня зовут Зарема. Мне сказали что это не хорошее имя но сколько не искала в инт-те не нашла что бы оно могло обозначать. И на сколько оно не хорошее? Если сможете ответьте пожалуста. Заранее Джазак Аллаху хейргон.

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух. Ва ийяки.

На арабском языке слова «зарема» нет. «Зарима» زريمة является очень литературным и практически не используемым словом со значением «униженная, покорная; малочисленная» (см. «Лисан аль-араб«).
«дарим\зарим» ضريم на арабском означает «пожар», «воспламенение огня» или «то, что сжег огонь».
Однако неправильно было бы переводить это имя с арабского, тем более, что в точности такого слова у арабов нет (нет буквы «е»), а «зарима» в любом случае — не то же самое, что Зарема. Относительно его происхождения приводятся разные версии — возможно, оно произошло от персидского «Зар» — «золото» или другого персидского или тюркского слова. Известно, что оно довольно давно используется мусульманскими народами на Кавказе и некоторых других регионах. До тех пор, пока не будет точно известно его значение, нельзя сказать, хорошее ли оно по исламу или нет.
Валлаху аълям.

7 марта, 2011 - 21:35
2
Умм Марьям

Скажите пожалуйста разве отец не имеет права нарекать своего ребенка как сам хочет назвать его в пределах разумного. А здесь в Чечне в Дагестане у многих в том числе и наших людей такие глупые на они взгляд обычаи говорят что запрещено отцу или матери давать ребенку имя отец вообще должен молчать как ему не стыдно такое говорить он не имеет право ребенка должны нарекать старшие(какой бы с них иман не был или вообще они не молятся или отрицают в шариате много чего как бы традиционные мусульмане) а не отец или мать этого ребенка. А я бы вообще не хотела чтобы кто то дал имя нашему ребенку кто отрицает многое в исламе или не уважает моего мужа и меня или не слушает моего мужа(считая что он то ли молод то ли не может выносить какие либо решения мол нет у него права на такие вещи).У вообще неприязнь к тем людям которые многие положения в исламе не признают утверждают нет такого и которые ставят превыше всего свои традиции и обычаи и ничего не знают об исламе.

admin Reply:

По исламу, бесспорно, именно отец имеет право назвать своего ребенка, т.к. ребенок это его, относится к его роду. Шейх Бакр Абу Зейд сказал в книге «Тасмият аль-мавлюд«:

Нет разногласий в том, что отец более достоин назвать своего ребенка, чем мать. У матери нет права восставать против этого, и если между супругами случилось разногласие, то называть надо так, как хочет отец.
Таким образом, матери не следует препираться и ссориться из-за этого. Однако в обсуждении имени есть возможность для взаимного удовлетворения, любви и упрочнении связей между супругами.

У этих старших и родственников было право давать имя собственным детям, а не вашим.
Среди обычаев в Дагестане, а особенно в Чечне и Ингушетии, есть много странных и нелогичных (типа зятю не показываться на глаза тестю и т.д.), и если они противоречат исламу, их нужно избегать.
С другой стороны, существуют понятия «сылятуррахм» — «поддержание родственных связей» и «бирруль-валидейн» — «благочестие к родителям». Здесь можно посмотреть на этот глупый обычай с другой стороны: например, у вашего мужа есть родственник, который придумал для вашего ребенка красивое имя, и если вы им не назовете, он насмерть обидится, настроит против вас всех остальных родственников и перестанет общаться. В этом случае по исламу лучше согласиться с его мнением и назвать, как он хочет.
Другой пример: мать мужа (или отец) просят, чтобы он назвал их внука или внучку определенным именем. Здесь к проявлению благочестия будет относиться то, что ваш муж послушается их (если им это настолько приятно) и назовет, как им нравится. Но это все относится, конечно, к случаям, когда они выбирают хорошее по исламу имя, а не какое-нибудь запрещенное или просто плохое или неприятное.
Т.е., скажем, ваш муж хочет назвать сына Абдуллой, потому что это самое любимое перед Аллахом имя, вдруг приходит его отец и говорит: «Назови Саидом, в честь дедушки, а то я страшно обижусь», то в этом случае, даже если имя Абдулла по исламу считается лучше, вашему мужу следует послушаться отца и назвать Саидом, потому что это тоже хорошее имя (так звали одного из десяти сподвижников, обрадованных раем при жизни).
Фатва про называние именами родителей:

* Если отец требует от своего сына, чтобы тот назвал его внука своим именем, то согласие с его просьбой и ответ на его желание является проявлением благочестия и поддержанием родственных связей, т.к. нет сомнения, что повиновение родителям в том, что они любят, если это разрешено – благочестие. Но отсюда не следует, что тот, кто не соглашается с требованием родителя – непослушный сын, но лучше послушать отца, если только сын не имеет оправдание своему отказу, как в том случае, когда имя его отца не дозволено по шариату, или люди в наше время так не называют и т.д.

Шейху Ибн Усеймину رحمه الله задали вопрос о назывании детей именами их дедов, особенно если дед считает, что в том, что внука назовут его именем, содержится благочестие по отношению к нему, и что если сын не назовет своего ребенка в его честь, то будет считаться непокорным по отношению к своим родителям.

Шейх ответил: «Лучше сказать такому отцу: имена, любимые Аллахом, более любимы мне и тебе, и пока Всевышний Аллах любит имена на «абд», добавленные к Нему, как Абдулла и Абдуррахман, дай мне, о отец, шанс назвать ими своих детей.

Если же он настаивает, и ты поймешь, что он будет считать, что ты не повинуешься ему, если не назовешь ребенка его именем, то нет ничего страшного в том, чтобы назвать в его честь, даже если это имя хуже. Предположим, что его зовут Мухаммад, и он сказал: «Назови своего сына Мухаммадом», ты сказал: «Отец, Абдулла лучше и предпочтительней», он говорит: «Нет, если ты хочешь проявить благочестие ко мне, назови его Мухаммад», то в этом случае нет ничего плохого в том, чтобы назвать ребенка Мухаммадом, потому что это хорошее дозволенное имя, и имена пророков лучше, чем все остальные имена, за исключением имен на «абд», которые более любимы перед Аллахом» (аль-Ликъаъ аш-Шахри», 28, вопрос № 12).

(см. далее)
Кто имеет право называть ребенка?

Таким образом, в основе право выбрать ребенку имя принадлежит его отцу. Это не значит, что отец сам должен выбирать имена, читать справочники)) и т.д. Он лишь должен выносить окончательно решение, какое имя будет носить его ребенок, невзирая на мнения других. Если же он сам не знает или сомневается, как назвать, он может пойти к какому-нибудь знающему человеку и спросить его мнение по поводу нравящихся ему имен или спросить у него другие варианты имен.
Если же то, что он не захочет подчиняться глупым обычаям, принесет большой вред, лучше будет ни с кем не ссориться, но и не допускать плохих имен.

В некоторых арабских странах, например, считается айбом (недостатком), если мужчина прилюдно произносит имя своей жены перед людьми — надо только по кунье. Хотя этот обычай тоже не из ислама (пророк صلى الله عليه وسلم часто называл женщин именно по их именам, при людях), некоторые шейхи издали фатвы, что если называние жены по имени будет очень позорно и плохо, лучше так не делать. Так и в вашем случае — хотя обычай неправильный, иногда лучше ему подчиняться.
Валлаху аълям.

14 апреля, 2011 - 9:24
3
Жаныш

Здраствуйте! Мне хотелось бы узнать, что может означать моё имя Жаныш (смягчается через Дж), где бы я не искал перевода моего имени нигде нет, некоторые путают его с именем Жаныбек, но оно означает всего лишь «новый бек – хозяин, господин и т.п.» Вполне возможно что это имя не поддающееся переводу, так как используется только кыргызами, но всё таки быть может кто то даст определение, может где то остались первоисточники??? Заранее благодарю

Жаныш Reply:

Братан, на мой взгляд, имя «Жаныш» с древнекыргызского означает «духовность». Сам посуди, Жан — душа. А «Жаныбек» — его душа «бекская».

25 июля, 2011 - 6:44
4
Умм Марьям

Ассаламу алейкум я бы хотела узнать арабское ли имя Турсунай и ее значение!Заранее ДжазакаАллаху хайран!!!

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух. Ва ийяки.
Нет, Турсунай — тюркское имя. Оно образовано от «турсун» — «пусть останется; живет» + «ай» — «луна».

2 октября, 2011 - 9:06
5
Айна

Здравствуйте! У меня к Вам большая просьба, помогите выбрать имя для ребеночка.Точно еще не знаем кто у нас родиться, на УЗИ не говорят.Надеюсь, что мальчик,но и девочка тоже хорошо.Мой муж чеченец, а я казашка и имя нужно какое то нейтральное,чтобы и он был доволен и я.Заранее благодарю

admin Reply:

Здравствуйте.
Во-первых, желаю вам благого, праведного и здорового потомства, легких родов и воспитания ребенка.
Во-вторых, в подобных вашему случаях лучше, когда отец ребенка перечисляет имена, которые ему нравятся, а жена уже выбирает то, что понравится ей (а не тогда, когда третье постороннее лицо предлагает какие-то имена).
Если смотреть на вопрос с точки зрения ислама, то самые нейтральные для мусульман имена — это общеизвестные с хорошей стороны имена различных исторических личностей.
Например: для мальчиков это могут быть имена на «абд» (смотрите фатву в начале страницы, чем они лучше других) — Абдулла, Абдуррахман, Абдулмалик, Абдулкарим и т.д. Это могут быть имена пророков, т.к. это были лучшие люди в истории человечества, самые великие и праведные: Мухаммад, Ахмад, Адам, Юсуф, Юнус, Идрис, Салих, Ибрагим, Исмаил, Сулейман, Муса, Иса, Имран (не пророк, но праведник) и т.д.
Также среди большинства мусульманских народов, в том числе чеченцев, используются имена сподвижников — представителей лучшего мусульманского поколения — Умар, Усман, Али, Хасан, Хусейн, Салман, Анас, Суфьян, Саид и пр. Наконец, есть и другие нейтральные мусульманские имена, как Рашид, Мансур, Адиль и т.д.

Для девочек — то же самое. Можно назвать либо историческими именами сподвижниц, как Фатима, Аиша, Зайнаб, Хадиджа, Амина, Лейла и пр., так и простыми именами — Амира, Ясмин, Самира, Захра и т.д.

9 февраля, 2012 - 11:26
6
Фатима

здравствуйте, подскажите пожалуйста, мы с мужем хотели бы ребеночка(мальчика)назвать Иман, но мы немножко сомневаемся, подскажите что делать.. столько имен, но нам обоим понравилось именно Иман. не слишком ли оно простое, красивое ли оно? Исмаилов Иман Альбертович, Иншааллах, созвучно ли вообще. просим посоветуйте!

admin Reply:

Здравствуйте.
Лучше не называть именем Иман, т.к., во-первых, это имя некоторыми шейхами считается нежелательным (см. фатву), а, во-вторых, в большинстве мусульманских стран оно считается чисто женским.
Само по себе оно, конечно, красивое, но лучше выбрать какое-нибудь другое имя, которое однозначно считается разрешенным и хорошим по исламу.

22 июня, 2012 - 18:27
7
Алуа

Здравствуйте, я так и не поняла, можно ли называть Алькарим?Я сына уже так назвала, но азан еще не прочитали. Азан был на имя Каримжан, а в свид-во о рождении вписали Алькарим, так как оно показалось более красивым и благозвучным.

admin Reply:

Здравствуйте.
Можно называть Карим (также Каримжан) или Абдулкарим («раб аль-Карима»), но не Алькарим.

Алуа Reply:

Добрый днь, а что нам теперь делать??? Мы документы получили на Алькарим, без дефиса..Спасибо за быстрый ответ С ув Алуа

16 июля, 2012 - 20:44
8
Зелим

Ассаламу ‘алайкум.
Моя мама после моего рождения в документах написала имя Зелимхан, а родители отца, оказалось, что выбрали имя Ибрагим. Называли меня в детстве Абашка, но это нелепое «Абашка» мне никогда, ни разу не нравилось, даже бесило. Щас неродственники называют именем Зелим («Зелимхан» употребляется только письменно, в документах), родственники Абашкой :-S, редко кто Ибрахимом. Читал, что имя Залим переводится как несправедливый, тиран и т.д. Да, и отцу и родственникам с его стороны никогда не нравилось имя Зелим.
Вопрос: Можно ли мне сменить имя Зелимхан на Ибрахим и заставить называть именно так?
ДжазакаЛлохlу хайр!

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Ва ийяк.
Во-первых, конечно, приоритет в имянаречении по исламу дается отцу, т.е. именно отец ребенка, а не мать, должен решать, как назвать своего сына. Так что если отец хотел назвать Вас Ибрагимом, то так и надо было записывать и всегда называть.
Во-вторых, слово «залим ظالم» действительно переводится как «тиран», но есть версия, что в «зелима» превратилось арабское имя Селим (Салим — سليم — «здоровый, нормальный, невредимый»), и Зелимхан на самом деле — Салимхан. Если это так, то нельзя сказать, что имя Зелимхан в чем-то плохое.
В-третьих, по исламу Вы имеете право изменить свое имя, если у Вас есть такое обоснованное желание, тем более, что имя Ибрагим — объективно лучше, чем Зелимхан.
Валлаху аълям.

26 июля, 2012 - 14:23
9
Данил

Ассаламу алейкум!
У нас у башкир есть имя Амур, я хотел так назвать сына.
Но значения имени несколько, 1 река, 2 в переводе с французского любовь, 3 и по мифологии Бог любви, меня больше всего пугает 3 вариант. Что вы посоветуете?
Заранее спасибо!

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Безусловно, называть в честь реки можно, тем более, что, как говорится в Википедии,

Наименование реки произошло от общей для тунгусо-маньчжурских языков основы «амар», «дамур» — «большая река»

Т.е. река не виновата, что у кого-то так же зовут «бога» любви.

Тем не менее, если в Вашей культуре укрепились эти сведения из мифологии, люди знают про древнегреческого Амура или Эрота, то, во избежание сомнений, лучше так не называть, а выбрать какое-нибудь другое, однозначно хорошее имя (например, Амир).
Валлаху аълям.

25 сентября, 2012 - 21:37
10
Фархат

assalamualeikum. Mojno sprosit mi 3 goda nazad postavili rebenku imya Rahman. Mojno tak ili pomenyat nado.

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Ваш случай — один из немногих, когда на самом деле нужно (ваджиб) поменять ребенку имя.
Рахман (в отличие от Рахима, Карима и других имен, которым можно называть и Аллаха, и Его создания) — имя, которым может называться только Аллах, а людей можно называть только Абдуррахман («раб ар-Рахмана»).
Валлаху аълям.

12 ноября, 2012 - 8:42
11
ismulla

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва
баракатух.
Хотелось бы узнать значение своего имени- Исмулла.и можно ли назвать дочь именем Сабрина.

admin Reply:

Ассаламу алейкум.
С арабского «исмуллах» — اسم الله — переводится как «имя Аллаха».
Сабриной лучше не называть, т.к. в целом это не мусульманское имя (а европейское).
Из мусульманских на него немного похоже имя Сабирин صابرين (которое также может произноситься как Сабрин).

1 декабря, 2012 - 18:00
12
айгерим

здравствуйте, моя сестра казашка, муж ее азербайджанец хочет назвать дочь именем Сара в честь своей матери. Скажите можно ли назвать ребенка именем живого человека и вообще мусульманское ли это имя Сара?

admin Reply:

Здравствуйте.
Да, по Исламу можно называть в честь любых родственников — живых или мертвых, если у них хорошие имена. Сара считается мусульманским именем (им звали праведную женщину — жену пророка Ибрагима عليه السلام).
В арабском мире оно очень популярно (см., например, статистику по Иордании).

28 декабря, 2012 - 17:53
13
Ленара

Ассаляму уалейкум! хочу поменять имя. нравится имя Лина (близкое к моему). Хорошее ли имя и каково его настоящее значение?

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Да, имя Лина — хорошее, смотрите фатву про него по ссылке.
Также это имя обсуждалось здесь.

так называли еще во времена пророка صلى الله عليه وسلم. Как приводится в книге «аль-Исаба фи тамйиз ас-сахаба», Линой звали женщину, которая владела местом под названием «Къуба». В том месте она привязывала своих ослов. Саъд бин Хейсама построил там мечеть, но люди из мечети ад-Дырар сказали: «Мы будем молиться в месте, где привязывались ослы Лины? Нет, мы построим свою мечеть и будем делать намаз в ней». И Всевышний Аллах ниспослал аят:

وَالَّذِينَ اتَّخَذُوا مَسْجِدًا ضِرَارًا وَكُفْرًا وَتَفْرِيقًا بَيْنَ الْمُؤْمِنِينَ وَإِرْصَادًا لِمَنْ حَارَبَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ مِنْ قَبْلُ وَلَيَحْلِفُنَّ إِنْ أَرَدْنَا إِلا الْحُسْنَى وَاللَّهُ يَشْهَدُ إِنَّهُمْ لَكَاذِبُونَ

«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами» (сура «ат-Тавба», 107).

Хотя правильным является написание имени через «та марбуту» – لينة – часто можно встретить, что арабы записывают это имя через «алиф» – لينا.

Значение имени – «пальма» (а не «нежная», как можно встретить в некоторых интернет-ресурсах. Слово «нежная» произносится «Леййина» ليّنة). Аллах сказал:

مَا قَطَعْتُمْ مِنْ لِينَةٍ أَوْ تَرَكْتُمُوهَا قَائِمَةً عَلَى أُصُولِهَا فَبِإِذْنِ اللَّهِ وَلِيُخْزِيَ الْفَاسِقِينَ

«Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах – на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев» (сура «аль-Хашр», 5).

Имя Лина очень интернационально: оно используется англоязычными народами, итальянцами, скандинавами, литовцами, французами, испанцами, португальцами, украинцами, белорусами, датчанами, шведами и др. (отдельно и в качестве сокращений от имен, заканчивающихся на –лина).

28 января, 2013 - 9:21
14
Асылхан

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи вабаракатух.
Поясните пожалуйста, можно ли назвать ребенка именем Акбар? Приветствуется ли такое имя?

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Про имя Акбар см. по ссылке.

9 февраля, 2013 - 17:14
15
Залина

ассаляму алейкум. знаю одного парня зовут Рахман. сын скоро родится хотят назвать Рахим. это дозволенно? читала запрет на имена Аллаха, но они пишутся как Ар-Рахман Ар-Рахим. или просто Рахман и Рахим тоже нельзя?

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух.
Имена Аллаха можно разделить на две группы: имена одной группы могут принадлежать только Аллаху (к ним относятся такие имена, как Аллах, ар-Рахман, аль-Халик, аль-Бари и т.д.), а именами другой группы можно называть и создания Аллаха (например, имена аль-Али, аль-Хаким, ар-Рахим и пр.).
Таким образом, людей можно называть Рахим, Карим, Хаким, Джалиль, Латиф, Алим и т.д., но нельзя — Рахман, Халик, Бари и пр.
Ребенка можно назвать просто Рахим, а его отцу следует переименоваться, например, в Абдуррахмана.

26 марта, 2013 - 20:11
16
Залина

ассаляму алейкум. я перепутала) отца зовут Рахим, а сыночка хотят назвать Рахман. постараюсь как то донести, что запрещено..послушают ли они меня..

30 марта, 2013 - 17:52
17
Feruza

Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух. Моего друга зовут Абдукыим, он хочет узнать что означает его имя,он просмотрел все интернет ресурсы и книги где говорятся об именах но без успешно, прошу вас помочь ему, может кто то даст определение, может где то остались первоисточники??? Заранее Джазак Аллаху хейргон.

admin Reply:

Ва алейкум ассалам ва рахматуллахи ва баракатух. Ва ийяки.
Обычно в именах после «абд» идет одно из имен Аллаха (чтобы получилось имя со значением «раб Аллаха», т.е. раб + одно из имен Аллаха). Возможно, в данном случае имелось в виду имя Абдулкаюм — عبد القيوم — «раб Существующего вечно» (т.е. Аллаха).
Если не каюм, тогда есть арабское слово кайим (оно теоретически могло бы записаться как «кыим») — قيم, которое означает «истинный, правый, правильный; ценный, драгоценный; полезный, содержательный» (при этом аль-Къаййим — не имя Аллаха).
Так что лучше будет думать, что Абдукыим — это видоизмененное имя Абдулкайюм.
Валлаху аълям.

23 мая, 2013 - 20:22
18
Feruza

у меня еще один вопрос когда я была маленькой где-то в возрасте 7 лет у меня родилась младшая сестра и мои родители предоставили мне возможность дать имя моей сестренке, так как на тот момент мне нравилось имя Сайора,мы так и назвали ее. Хочу узнать что означает это имя. Заранее Джазак Аллаху хейргон.

admin Reply:

Ва ийяки.
Имя Сайора (или Сайёра) произошло от арабского слова “сайяра” – سيارة. Это слово переводится как “планета”, “караван” и, в современном понимании этого слова, “машина (автомобиль)”. Также оно является женской формой слова “сайяр” – “всё время двигающийся; походный; передвижной”.
В качестве имени у арабов оно не используется, и когда персы, таджики, узбеки и др. нации им называют, то имеют в виду основное значение этого слова на фарси – “планета”.

23 мая, 2013 - 21:12
19
Амина

Здравстуйте! Ждем рождения сына, подскажите как назвать мусульманским именем, сами мы с мужем татары. Варианты: Эмин, Мурад, Давид…

admin Reply:

Здравствуйте.
Из предложенных Вами вариантов лучше всего Мурад — «желанный» и Эмин (по-арабски — Амин) — «верный, надежный».

8 июля, 2013 - 19:12