Арабские и саудийские имена

Архив на категорию: Новости
Дата: 03 Авг 10 - Комментарии к записи Арабские и саудийские имена отключены

Имена новорожденных в Саудии. Выбор матери

Как только саудовская семья слышит радостные крики своего ребенка и ее сердце наполняется радостью от того, чем их наделил Аллах, отец начинает следовать наставлению благородного пророка صلى الله عليه وسلم, читает азан в правое ухо ребенка, икъаму – в левое, делает тахник финиками. Потом наступает более сложный шаг – выбор имени. Обычно его выбирает мать, кроме имени первенца, где выбор имени остается за отцом, и в большинстве случаев ребенок получает имя своего дедушки по отцу.

Следование традициям при встрече с ребенком не мешает некоторым отцам соответствовать моде в наречении именами своих детей. Работники администраций, где происходит запись и регистрация детей, заметили тенденцию во многих семей к тому, чтобы давать своим детям новые имена, особенно девочкам.

Отец оставляет выбор имен детей матери, чтобы она была довольна, признавая ее заслуги и тяготы, перенесенные во время родов, за исключением первого ребенка. В большинстве случаев родитель называет ребенка в честь своего отца, как это повелось у саудийцев.

Лаян для девочки и Наваф для мальчика

Один из служащих в органах записи рассказал об именах, которые пользуются большим спросом у саудийцев в саудийском городе Джедда: это имя Лаян ليان, т.е. «хорошая богатая жизнь» и Шахд شهد  – и это самые частые имена среди девочек, т.к. они идут в ногу с «модой», которая охватила Саудию в последние годы. В то же время имена Навваф نواف и Абдуррахман عبد الرحمن  – самые частые имена для мальчиков.

Исследователь Салман аль-Умари, который подготовил книгу об именах детей в Саудии, объяснил «моду на имена» как следствие влияния на молодых родителей, особенно недавно поженившихся, имен, которые они слышат на телевизионных каналах, имен известных артистов и артисток, спортсменов, среди них – Асаля أصالة , Нэнси نانسي  и Раян ريان .

Он указал, что имя Мэй مي , которое означает «самка обезьяны» стало модным распространенным именем в Саудии.

Несмотря на эти имена, которые саудийцы считают новыми, многие из них вернулись к бедуинским именам (которые раньше были редкими), как, например, Къусей قصي , Манаф مناف , Ханзаля حنظلة . Аль-Умари относит предпочтение подобных имен некоторыми семьями к их желанию «вернуться к чистоте традиций».

Также племя (къабиля) играет большую роль в сохранении имен своих детей в то время, как городские дети подпадают под влияние новых имен. Некоторые имена словно объявляют о происхождении ребенка, например, Салман سلمان , Сулейман سليمان  и Салим (Сулейм) سليم  – имена людей из племени джахнан (аль-Джухани), а Хамад حمد  и Хумейд حميد  – частые имена хурубов (аль-Харби).

Аль-Умари объяснил, что количество имен, которыми саудийцы называют своих детей, составляет около 2500 имен для мальчиков и девочек.

Политическое и экономическое влияние

Политические события также влияют на направленность выбора имен в КСА, как говорит один из служащих в органах по записи новорожденных. Он говорит, что имя Абдулла عبد الله  стало особенно часто использоваться после того, как королем стал Абдулла бин Абдулазиз, после смерти короля Фахда.

Он указал также, что именем Усама أسامة , по имени Усамы бин Ладена, предводителя аль-Къаиды, больше всего называли после событий 11 сентября 2001 года, и эта востребованность имени продолжалась 2 месяца, после чего прекратилась.

Если саудийцы подвергаются влиянию политических событий и известных людей в сфере выбора имени для своих детей, то еще сильнее они подвержены влиянию экономических дел. Служащие в записывающих органах сказали, что волна записи и покупки акций в фирмах, свидетелем которой стала Саудия в последнее время, привела к тому, что записывать своих детей пришли «ленивые» родители, которые наконец решили оформить детей официально с целью вписывания в акции их имен. Они приходят и регистрируют детей, некоторым из которых уже 4 или 5 лет, а другим – 12, и до этого они не были зарегистрированы.

Один отец сказал: «Если бы не акции, я бы не записал своего сына».

Лень некоторых отцов в регистрации своих детей приводит к большому вреду, как неспособность их в будущем доказать свое происхождение.

Несознательность в имянаречении

Несмотря на то, что саудийское общество в большинстве случаев советуется с учеными в выборе имен для своих детей, чтобы избежать нежелательных по шариату имен, как говорит исследователь Салман аль-Умари, служащие в записывающих органах критикуют несознательность некоторых простых саудийцев в их выборе имен для мальчиков и девочек, т.к. в большинстве случаев человек записывает имя своего ребенка, не зная, что оно означает.

Служащие в органах записи упомянули, что иногда им встречаются заявления о перемене имени, с хорошего имени на плохое, как, например, изменение имени Абир عبير на Лейла ليلى , хотя последнее означает «экстракт вина».

Служащие попросили, чтобы кто-нибудь занялся подготовкой объяснительных плакатов в офисах записывающих органов и в больницах, чтобы сделали компьютерные программы, в которых бы были написаны значения имен.

Шейх Гатлян бин Али аль-Гатлян, судья, призывает отцов к выбору хорошего, приемлемого имени и говорит: «Из права ребенка на своего отца – чтобы тот выбрал ему хорошее по звучанию имя, как имена на «абд», например, Абдуррахман عبد الرحمن  и т.д».

Законы Саудии запрещают называть детей некоторыми именами, например, именами Аллаха, которыми можно называть только Его.

Также запрещенными по шариату являются имена Абдулкаъба عبد الكعبة, Абдуннаби عبد النبي , Абдуррасуль عبد الرسول , нежелательным является называть Сайид Валяд Адам سيد ولد آدم  и иностранными именами, как Руз روز , Лилиян ليليان , Диана ديانا , Хайди هايدي , Лаура لورا , Илиан إيليان   и Нивин نيفين , а также именами, не подходящими для общества, некрасивыми, вызывающими насмешку, издевательства и унижение.

Исследование, которое провела Шарифа бинт Абдулкарим аль-Мушейгих вместе со своим мужем, журналистом Салманом бин Мухаммадом аль-Умари, под названием «Аль-Канз ас-самин фи маани асмаиль-банат валь-банин», доказывает, что необязательно называть детей именами сахабов и табиинов. Она указала, что среди этих имен могут быть сложные и грубые имена, и пророк صلى الله عليه وسلم изменял некоторые их имена и говорил другим, чтобы они изменили свои имена.

По поводу женских саудийских имен в исследовании говорится:

«Некоторые саудийские девушки стесняются своих имен. Имена, которые они носят, могут быть причиной насмешек. Поэтому многие из них изменяют свои имена, как только могут, и родители соглашаются с этим».

Составители исследования также добавляют: «Вопрос имянаречения ребенка и выбор для него хорошего красивого имени волновал людей в исламских обществах в целом и в обществах стран Персидского залива в частности. Родители ищут новое имя для своего ребенка, и каждый социальный слой общества называет своих детей именем, которое подходит к их культуре. Существуют интеллигентные слои, слои торговцев, ремесленников, рабочих, религиозных и нерелигиозных людей. Среди них есть те, кто называет своих детей хорошими именами, и те, кто так не делает. Некоторые люди называют в честь своих родителей, даже если их имена некрасивые, под предлогом благочестия к родителям и оживления их имен».

Составители исследования описали это явление как «умственный застой», указывая на то, что у нас, в нашем языке, есть тысячи хороших имен. Также есть те, кто подражает другим людям в имянаречении, например, друзьям, и человек хочет быть как этот друг, и он не смотрит на красоту имени, его значение и его шариатский хукм. Также жена может хотеть назвать ребенка именем своей подруги или дочки подруги, не взирая на его дозволенность в шариате, и подобное явление сильно распространено между людей.

Также есть те, кто называет именами салафов, сахабов, табиинов и тех, кто был после них, даже если их имя грубое и некрасивое.

О причинах, побудивших ее провести исследование об именах мальчиков и девочек, аль-Мушейгих сказала, что она заметила, как некоторые саудийские девушки имеют до такой степени странные имена, что ученица в школе стесняется произносить свое имя, т.к. многие смеются над ее именем, потому что оно очень сложное для произношения или указывает на что-то плохое.

Что касается новых имен, то некоторые семьи выбирают легкие, простые для произношения, но при этом странные или неприятные имена. Аль-Мушейгих сказала про них: «Некоторые семьи стремятся к подобным именам до такой степени, что часть имен, которыми они называют, имеет плохие значения, или это иностранные имена, а они считают, что такие имена соответствуют прогрессу. Но это слепое подражание другим исходит из ложных понятий и убеждений, и в этом содержится большой вред для наших исламских сообществ, для наших ценностей и цивилизации. Имя – символ человека, указатель на его личность; человек будет нести его всю жизнь. Иногда имя подходит маленькому ребенку, но когда он вырастет и станет важным лицом в своем обществе, это имя станет для него неподобающим. Поэтому органы регистрации свидетельствуют о большом количестве заявлений о перемене имени, поступающих от мужчин и женщин, а ведь перемена имени занимает много времени и требует много усилий от ответственных за это органов».

Среди явлений, господствующих в обществе, — то, что некоторые мужья договариваются с женами, что они будут называть мальчиков, а жены – девочек, и чтобы никто не вмешивался в выбор другого. Один из супругов в этом случае может выбрать неподходящее имя, а другой вынужден согласиться и принимать его. Некоторые отвергают хорошее имя по причине его распространенности и называют своего сына или дочь некрасивым именем или именем с неподобающим значением.

Составители книги указывают в предисловии, что имя – символ человека, заглавие его личности, и он будет нести его всю свою жизнь. Поэтому важно не торопиться и вдумчиво подходить к выбору имен для детей, знать, что означают эти имена и на что указывают.

Желая развить сознательность родителей, составители предлагают более 2000 имен, распространенных в наших арабских обществах, объясняют их происхождение и языковое значение.

Книга, состоящая из пяти разделов, рассматривает религиозные и социальные факторы, которые советуют принимать в расчет составители книги при выборе имени. Первый раздел – «Имена и их ахкамы», где составители дают определение имени, его языковое значение и ахкамы имен в исламе; какое лучшее время для имянаречения ребенка; что в именах считается желательным, а что — нежелательным и запрещенным, как это достоверно пришло от пророка صلى الله عليه وسلم, как он عليه الصلاة والسلام  изменял имена и какие куньи давал некоторым сахабам, какие советы он давал другим людям по перемене их имен.

Во второй части книги составители описывают воспитание ребенка в исламе, права детей на своих родителей во все периоды их жизни. В третьей части содержатся советы по уходу за ребенком. Что касается четвертой и пятой частей, то в них составители предоставили точное и правильное с языковой точки зрения описание мужских и женских имен и их значений.

Источник