Можно ли называть Абдулмутталибом?

Архив на категорию: Фатава
Дата: 05 Июл 10 - Комментарии к записи Можно ли называть Абдулмутталибом? отключены

Вопрос: несколько дней назад Аллах даровал мне ребенка, и я выбрал ему имя Абдулмутталиб («раб аль-Мутталиба»). Некоторые люди сказали мне, что это имя не дозволено по шариату. Прошу ответить мне, да воздаст вам Аллах благом.

Ответ: хвала Аллаху.

Ученые сошлись на запрещенности любого имени, в котором содержится поклонение не Аллаху, как Абдулмасих عبد المسيح («раб Мессии»), Абдулкаъба عبد الكعبة  («раб Каъбы) и т.д., и в этом у них нет разногласия, кроме имени Абдулмутталиб.

Шейх Мухаммад бин Абдулваххаб رحمه الله привел слова Ибн Хазма: «Ученые сошлись на запрете любого имени, содержащего в себе поклонение не Аллаху, как Абдуамр, Абдулкаъба и другие подобные имена, за исключением Абдулмутталиба».

Его слова «за исключением Абдулмутталиба» означают, что по поводу запрещенности этого имени нет иджмаъ (единогласного мнения ученых), и относительно него существует ихтиляф (разногласие). Некоторые ученые сказали, что Абдулмутталибом называть можно, и в качестве далиля они привели слова посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم:

أنا النبي لا كذب ، أنا ابن عبد المطلب

«Я пророк, в этом нет лжи, я сын Абдулмутталиба».

Пророк صلى الله عليه وسلم использовал это имя, т.е. разрешил его, и это указывает на его допустимость.

Другие ученые считают, что называть Абдулмутталибом – харам, потому что человек описывается в это имени как раб не Аллаха. Про слова пророка صلى الله عليه وسلم «я сын Абдулмутталиба» они сказали, что пророк صلى الله عليه وسلم не разрешал это имя, а просто упомянул его, т.к. его деда звали Абдулмутталибом, и неважно, разрешенное это имя в принципе или нет.

Ибн аль-Къаййим رحمه الله сказал в «Тухфат аль-Мавдуд», стр. 79: «Что касается его слов «я сын Абдулмутталиба», то это не доказывает разрешенность использования этого имени, — это просто сообщение о человеке, который был известен под определенным именем. И сообщать о ком-то, упоминая подобные имена, не запрещено. Абу Мухаммад бин Хазм сделал исключение для Абдулмутталиба, но были сподвижники из бану Абдушамс и бану Абдуддар, и пророк صلى الله عليه وسلم не порицал их имена. И теми именами, которые можно говорить в качестве извещения и информирования, нельзя называть изначально».

Шейх Ибн Усеймин сказал: «Правильно то, что запрещено поклонение аль-Мутталибу, и недозволенно никому называть своего сына Абдулмутталибом. Что касается слов пророка صلى الله عليه وسلم: «Я сын Абдулмутталиба», то это относится к извещению и информированию, т.е. пророк صلى الله عليه وسلم сообщил, что у него был дед по имени Абдулмутталиб, но от пророка صلى الله عليه وسلم не приводится, чтобы он назвал кого-то Абдулмутталибом, разрешил какому-нибудь своему сподвижнику назвать ребенка Абдулмутталибом или одобрил это имя, и есть разница между информированием, изначальным имянаречением и утверждением имени. Пророк صلى الله عليه وسلم говорил: «О бану Абдуманаф», хотя недопустимо называть Абдуманафом».

Ученые сказали: «Тот, кто говорит или описывает куфр, — не кафир. Пророк صلى الله عليه وسلم говорил о чем-то, что свершилось и уже закончилось. Правильно то, что абсолютно недопустимо поклоняться никому, кроме Аллаха, называясь Абдулмутталибом («рабом аль-Мутталиба») или другим именем, в котором содержится поклонение не Аллаху. И это ширк» («аль-Къавл аль-муфид», 3\64).

Шейх Бакр Абу Зейд сказал в «Муъджам аль-манахи аль-ляфзия», стр. 383: «Правильное мнение, — что запрещено называть Абдулмутталибом».

На основании вышесказанного, спрашивающему нужно изменить это имя (Абдулмутталиб) на хорошее имя, как Абдуллах или Абдуррахман.

И Аллах лучше знает.

Источник