Можно ли называть «отцом» алима или пожилого человека?

Архив на категорию: Фатава
Дата: 11 Июл 10 - Комментарии к записи Можно ли называть «отцом» алима или пожилого человека? отключены

Вопрос: является ли называние ученого (алима) словом «отец» или «родитель» уподоблением арабам-христианам, которые называют священников отцами, или уподоблением неарабам, которые называют «папой» своих священнослужителей?

Ответ: хвала Аллаху.

Нет ничего плохого в том, чтобы обращаться к алиму или старому человеку, используя слово «отец» или «родитель», имея в виду их социальное положение и достоинство и в качестве уважения к ним, не имея в виду настоящее отцовство по родословной.

Абу Дауд (8), ан-Насаи (40) и Ибн Маджа (313) привели хадис от Абу Гурейры رضي الله عنه, который сказал, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

إِنَّمَا أَنَا لَكُمْ بِمَنْزِلَةِ الْوَالِدِ ، أُعَلِّمُكُمْ ،

«Воистину, я для вас занимаю место отца, учу вас…», и шейх аль-Альбани назвал хадис хасаном в «Сахих Аби Дауд».

В Коране также слово «отец» иногда используется по отношению к неродному отцу. Всевышний Аллах сказал:

قَالُوا نَعْبُدُ إِلَهَكَ وَإِلَهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ إِلَهًا وَاحِدًا وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ

Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрагима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся».

И Исмаил عليه السلام был их дядей, а не отцом или дедом.

В «Фатава» Ибн ас-Саляха, 1\186, пришло: «Дозволено ли в Коране и достоверном хадисе называть отцом человека, с которым нет кровного родства?»

Он ответил: «Всевышний Аллах сказал:

قَالُوا نَعْبُدُ إِلَهَكَ وَإِلَهَ آبَائِكَ إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ

«Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрагима, Исмаила…», и Исмаил был из их дядей, а не отцов.

Всевышний Аллах сказал:

ورفع أبويه على العرش

«Он поднял своих родителей на трон», и его (Юсуфа) мать умерла до этого, и говорят, что имелась в виду его тетя по матери. В этом случае используется слово «родители» для тех, кто не является настоящими родителями, и это метафора, которая правильно звучит в арабском языке.

И называть так пророка صلى الله عليه وسلم , алима или шейха допустимо с точки зрения языка и значения. Что касается шариата, то Аллах سبحانه وتعالى сказал:

ما كان محمد أبا أحد من رجالكم

«Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей…», и в достоверном хадисе пророк صلى الله عليه وسلم говорит:

إِنَّمَا أَنَا لَكُمْ بِمَنْزِلَةِ الْوَالِدِ ، أُعَلِّمُكُمْ ،

«Воистину, я занимаю среди вас место отца, учу вас…».

На основании этого некоторые наши ученые пришли к тому, что на пророка صلى الله عليه وسلم нельзя говорить «отец правоверных», хотя на его жен говорят «матери правоверных», и их аргумент – вышеупомянутый аят. Эти ученые считают, что можно говорить «он как отец», «положение как у отца», но не говорить «он наш отец» или «он наш родитель». Среди ученых есть те, кто разрешил так говорить, и исследователь этого вопроса может много чего изучать, и более предусмотрительно будет не называть пророка صلى الله عليه وسلم «нашим отцом».

Аш-Шафии رحمه الله сказал, что можно говорить «отец правоверных» (см. «аль-Гурар аль-багия шарх аль-Багджа ал-вардия», 4\91).

Аль-Къуртуби رحمه الله сказал: «Правильным является мнение, что можно говорить из уважения, что он – отец для правоверных, и слова Всевышнего Аллаха «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей…» относятся к кровному родству».

Нет греха в том, чтобы назвать «отцом» пророка عليه الصلاة والسلام, и нет ничего страшного в том, что христиане используют это слово, и подражание им касается тех вещей, которые являются специфическими только для них. Что же касается того, чтобы называть словом, которым называют и арабы, и другие, даже до существования христиан, то ничего плохого в этом нет. Всевышний Аллах сказал про Ибрагима عليه السلام:

مِلَّةَ أَبِيكُمْ إِبْرَاهِيمَ هُوَ سَمَّاكُمُ الْمُسْلِمِينَ مِنْ قَبْلُ

«Такова вера отца вашего Ибрагима. Он (Аллах) нарек вас мусульманами до этого и здесь (в Коране)…» (сура аль-Хаджж, 78).

И Всевышний Аллах назвал его отцом верующих.

Аль-Къуртуби رحمه الله  сказал в своем «Тафсире», 12\91: «Ибрагим – отец всех арабов. Говорят, что это обращение ко всем мусульманам, даже если не все из них являются его потомками. И уважение мусульман по отношению к Ибрагиму подобно уважению сына к его отцу».

Люди не перестают использовать подобные обращения в своих речах, они говорят алиму, воспитателю и старому человеку «отец», а те отвечают, говоря «сын мой» и т.д.

Муслим привел в своем «Сахихе», 2151, хадис от Анаса бин Малика رضي الله عنه, который сказал: «Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал мне:

يَا بُنَيَّ

«О сын мой».

Ан-Навави رحمه الله написал главу, которую назвал «Глава о дозволенности говорить кому-либо кроме своего сына «О сын мой», и желательность этого».

Сыновство здесь, как и отцовство, ненастоящее, и не имеется в виду сыновство в родословной, а показ милосердия и сострадания, и так дозволено говорить, даже если так же разговаривают священники со своими приходом, но это обращение присуще не только им, как уже было сказано.

Шейха Абдуррахмана аль-Баррака حفظه الله спросили: «В настоящее время распространился обычай называть «отцами» ученых исламской религии, и людей, обладающих большим возрастом, знанием или социальным положением. Можно ли называть их так? Учитывая, что христиане называют папами своих больших ученых.

От пророка صلى الله عليه وسلم, от сахабов, табиинов или салафов не передается, чтобы они называли «отцами» ученых.

Если кого-то и можно было бы назвать отцом, никто не был бы этого более достоин, чем посланник Аллаха عليه الصلاة والسلام, про которого сказал наш Господь:

ما كان محمدٌ أبا أحد من رجالكم ولكن رسول الله وخاتم النبيين

«Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и печатью пророков».

Шейх ответил: «Хвала Аллаху, мы не знаем, чтобы для какого-то из ученых слово «отец» стало прозвищем. В некоторых обществах есть обычай: люди называют старого человека «отцом», будь он ученым или не ученым. Они используют это слово, когда обращаются к нему, и говорят: «О мой отец», или «Отец!», или когда что-то сообщают о нем. Дело не дошло до того, чтобы это слово превратилось в христианский термин. Христиане делают слово «отец» или «папа» официальным прозвищем для верховного священнослужителя в их религии. Что касается твоих слов, что пророк صلى الله عليه وسلم , не смотря на высоту его положения, достоинство и право на его умму, не является отцом, как говорится в словах Всевышнего: «Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей…», то здесь отрицается его кровное отцовство в родословной. Что касается отцовства по положению и уважению, то это бесспорно и достоверно. В некоторых къираатах пришло:

النبي أولى بالمؤمنين من أنفسهم وأزواجه أمهاتهم وهو أبٌ لهم

«Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери, а он – отец их» (аль-Ахзаб, 6). Это отцовство и материнство – по почету, уважению и занимаемому ими положению. И пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

إِنَّمَا أَنَا لَكُمْ بِمَنْزِلَةِ الْوَالِدِ

«Воистину, я для вас нахожусь в положении отца…».

И он выше этого صلى الله عليه وسلم, и его право на его умму больше, чем права родителей и всех людей, как сказал пророк صلى الله عليه وسلم:

لا يؤمن أحدكم حتى أكون أحب إليه من ولده ووالده والناس أجمعين

«…не уверует никто из вас, пока не станет любить меня больше, чем любит своего отца, своих детей и всех людей». (аль-Бухари, 14, и Муслим, 44), и Аллах знает лучше».

Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы обращаться к алиму или старому человеку, используя слово «отец», и это не считается подражанием христианам.

И Аллах знает лучше.

Источник