Ответы шейха Ибн Усеймина по поводу некоторых имен

Архив на категорию: Фатава
Дата: 11 Июн 10 - Комментарии к записи Ответы шейха Ибн Усеймина по поводу некоторых имен отключены

Вопрос: джазакумуллаху хайран, уважаемый шейх, человек спрашивает, какой хукм называться следующими именами: Шамсуддин («солнце религии»), Мухъйиддин («оживляющий религию»), Къамаруддин («луна религии») и т.д.?
Ответ: эти имена все новые, они не были известны ни в эпоху пророка صلى الله عليه وسلم, ни в эпоху его сподвижников, даже если были имена Сейфулла и Асадулла. Что касается имен на «дин», то они возникли потом, и они могут быть правдивыми для тех, кого так зовут, или нет. Я считаю, что нужно отказаться от этих прозвищ, т.к. в них есть вред – то, что человек, которого так зовут, может начать гордиться собой, смотреть свысока на других и т.д.
Источник

Какие правила и нормы должны соблюдаться при имянаречении детей?
Люди развиваются в сфере имен, они заменили старые и новые имена на современные и странные, и некоторые люди стали называть словами, которые являются именами Корана, как Баян بيان или Фуркъан فرقان , другие стали называть Маляк ملك или Маляк ملاك , другие называют Абрар أبرار и т.д.
И имена, похожие на те, которые запретил пророк صلى الله عليه وسلم, должны быть запрещены и изменены.
Непохожие имена — дозволены, потому что шариатское правило, которое должен понимать требующий знания студент, таково, что основа во всем, кроме ибадатов – дозволенность, будь это адаты (обычаи), ценности и т.д. – основа в них – дозволенность, кроме того, на что есть далил о его запретности.
Что касается ибадатов, то основа в них – запрещенность, кроме того, на что указывает далил об их допустимости.
Но, например, относительно имени Баян мы говорим, чтобы так не называли, потому что Баян – одно из имен Корана, и женщина – не Баян, она даже может быть не Мубайиной («указывающей, разъясняющей»), не говоря уж о том, чтобы быть Баяном («ясностью, очевидностью, разъяснением»). Также имя Абрар, и если пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Барра на Зейнаб или на Джувайрию, то Абрар тем более надо изменить, потому что «барр» — слово женского рода единственного числа, а «абрар» — слово мужского рода множественного числа.
Также именем Иман не следует называться.
Также имена ангелов. Если человек захочет назвать именем ангелов, мы скажем ему: «Не называй этими именами – Джибриль, Микаиль, Исрафиль и т.д.» («Сильсилят Ликъа аль-баб аль-мафтух», 067б).

Какой хукм назвать девочку именем Михад (Мигад مهاد)?
Ответ: нет ничего плохого, чтобы назвать ее Михад («постель, равнинное место»), и она будет михадом для своего мужа ин ша Аллах («Сильсилят ликъаъ аль-баб аль-мафтух», 003б).

Какой хукм называть детей именами из Корана, как Афнан أفنان, Иман إيمان , Баян بيان ?
Ответ: основа в имянаречении – дозволенность, кроме тех имен, по поводу которых есть далил на их нежелательность или на нежелательность похожих на них имен. Например, имена Барра برة , Абрар أبرار , Иман إيمان – все это запрещено, т.е. такое имя должно быть изменено, потому что пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Барра на Зейнаб زينب и на Джувайрию جويرية , что касается имен, не похожих на них, то нет ничего плохого в том, чтобы называть ими.
Например, имя Афнан («ветки») أفنان – неплохое, Агсан («ветки») أغصان тоже, Шаджара («дерево») شجرة , Джана («свежие плоды») جنى . Что касается Баян («ясность, разъяснение») بيان , то я считаю, что так не надо называть, и также Иман إيمان («вера»), потому что в них содержится тазкия (восхваление) («Сильсилят ликъа аль-баб аль-мафтух», 016б).

Можно ли называть Азиз عزيز и Шахид شهيد ?
Что касается имени Азиз, то я считал, что это нормальное имя, потому что те, кто называют Азизом, не имеют в виду истинное величие («изза»), но я обнаружил хадис о запрете имени Азиз.
Что касается Шахида, то «аш-шахид», как известно – «свидетель», и Всевышний Аллах утвердил свидетельство для людей и сказал:
واستشهدوا شهيدين من رجالكم
«В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа».
Но я боюсь, если назовут Шахидом, то первое, о чем будут думать люди – о свидетельстве Всевышнего Аллаха, и Он – Шахид (Свидетель) над Своими рабами.
И избегание двух этих имен, без сомнения, лучше. Имен, альхамдулиллях, много, и тот, кто хочет узнать имена, пусть посмотрит книгу «аль-Исаба фи тамйиз ас-сахаба» Ибн Хаджара, и у него, к примеру, упомянуто несколько сотен людей по имени Абдулла.
Сейчас же люди ищут любое уникальное имя, чтобы им назвать. Они называют даже Афнан («ветки»), также, думаю, Агсан («ветки») и т.д.
Один человек назвал своего сына Накталь نكتل. Он сказал, что это слово есть в Коране:
أرسل معنا أخانا نكتل
Отпусти с нами нашего брата, и мы получим свою меру (при чтении похоже на «отпусти с нами нашего брата Накталя» — прим.пер.).
Они решили, что «накталь» — имя брата, хотя это глагол настоящего времени в положении джазма (т.е. «мы получим меру, нам отмерят», от слова «икталь»), т.е. называть таким именем – показатель невежества.
Хвала Аллаху, у тебя есть много имен: Абдулла и Абдуррахман – самые любимые перед Аллахом имена, а также имена пророков: Мухаммад, Муса, Иса, Юсуф и т.д. («Сильсилят Ликъа аль-баб аль-мафтух», 155б).

Какой хукм называть Абдулджабером عبد الجابر, Абдуннасером عبد الناصر , Лейлой ليلى и Иман إيمان?
Что касается Иман, то я не считаю, что оно разрешено, т.к. в нем с одной стороны содержится тазкия (восхваление), с другой стороны – это слово мужского рода, а женщину должны звать по-женски, и им не следует называть.
— А Лейла?
— В нем нет ничего плохого.
— А Абдулджабир и Абдуннасер, тоже нормально?
— Да, ничего плохого в них нет.
— Т.е. можно называть Абдуннасером?
— Да.
— Джазакаллаху хайр.
— Не разрешено в том случае, когда так называют, имея в виду тирана Египта, и некоторые люди называют Абдуннасером в его честь. И дела познаются по намерениям («Сильсилят ликъа аль-баб аль-мафтух», 208б).

Какой хукм назвать девочку именем Бараъа براءة («невиновность, непричастность»), и какие правила действуют относительно имен?
Я советую не называть этим именем, потому что в слове «бараъа» содержится тазкия (восхваление»), т.е. что эта девочка – невиновная, а есть ли кто-нибудь, кто от всего невиновен и ни к чему не причастен?
Нет, и каждый человек к чему-то причастен. Мой совет брату назвать ее другим именем, например, Фатимой, как Фатима бинт Мухаммад عليه الصلاة والسلام, или Зейнаб.
Но если он изменит имя, то простые люди неправильно говорят, что нужно заново делать акъикъу, я же говорю, что изменение имени не нуждается в повторении акъикъи («Фатава аль-харам ан-набави», 56б).

Мне был дарован сын, я назвал его Ислам. Есть ли в этом имени нежелательность или запрещенность со стороны шариата по вашему мнению, шейх?
Хвала Аллаху, Господу миров, и да пребудет мир и благословение над нашим пророком Мухаммадом, над его семьей, сподвижниками и теми, кто последовал за ними с искренностью вплоть до Судного дня.
Ответ на этот вопрос:
Нужно, чтобы человек не называл своего сына или дочь именем, в котором содержится тазкия (восхваление), потому что пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Барра на Зейнаб, т.к. в имени Барра содержится тазкия. Подобное Барре имя – женское имя Абрар, и не следует им называть, т.к. в нем содержится тазкия, из-за которой пророк صلى الله عليه وسلم изменил имя Барра.
Явно, что имя Ислам относится к этому типу имен, и человеку не подобает называться этим именем.
У нас есть имена, которые лучше и предпочтительнее. Это те имена, которые упомянул пророк عليه الصلاة والسلام в своих словах:
أحب الأسماء إلى الله : عبد الله وعبد الرحمن
«Любимые имена для Аллаха – Абдулла и Абдуррахман». И если человек выберет своим детям одно из этих имен, это будет лучше и предпочтительнее, т.к. в этих именах содержится поклонение Аллаху, и особенно это касается имен Абдулла и Абдуррахман, и похожи на них другие имена – Абдуррахим عبد الرحيم, Абдулваххаб عبد الوهاب , Абдуссамиъ عبد السميع , Абдулазиз عبد العزيز , Абдулхаким عبد الحكيم и т.д., однако лучшие из них – те, что упомянул пророк صلى الله عليه وسلم: «Любимые имена перед Аллахом – Абдулла и Абдуррахман» («Нур аляд-Дарб», кассета 208б).

Какой хукм называть именами Аллаха и его сыфатами, как Рауф رؤوف, Азиз عزيز , Джаббар جبار и т.д. Можно ли так называть или нужно изменить эти имена тем, кого так назвали?
Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.
Называние именами Аллаха бывает двух видов:
Первый: когда перед именем стоит артикль «аль», либо при назывании этим именем имеется в виду то описание, на которое указывает это слово. В этом случае этим именем нельзя называть никого, кроме Аллаха, как, например, когда ты кого-нибудь называешь аль-Азиз, ас-Сайид, аль-Хаким и т.п. – этими именами нельзя называть никого, кроме Аллаха.
Так же, если под именем имеется в виду, даже если оно без «аль», — значение сыфата, то им тогда тоже нельзя называть. Поэтому пророк صلى الله عليه وسلم изменил кунью Абуль-Хакама («отец судьи»), которого так прозвали его товарищи, когда прибегали к тому, чтобы он из рассудил, и пророк عليه الصلاة والسلام сказал:
إن الله هو الحَكَم وإليه الحُكْم
«Воистину, Аллах – аль-Хакам (Судья), и Ему принадлежит хукм (власть, правление)», затем пророк صلى الله عليه وسلم дал ему кунью по старшему сыну Шурейху – Абу Шурейх, и это указывает на то, что если кого-то назвали одним из имен Аллаха, имея в виду истинный сыфат, который включает в себя это имя, то это запрещено, потому что такое имянаречение полностью совпадает с именем Аллаха.
Что касается второго вида, то это когда человек называется именем Аллаха без «аль» и не имеет в виду сыфат, и в этом нет ничего плохого, как, например, в имени Хаким. И среди сподвижников был Хаким бин Хизам, которому пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
لا تبع ما ليس عندك
«Не продавай то, что не принадлежит тебе».

И это далил на то, что если под именем не имеется в виду значение сыфата, то проблемы нет.
Но в примере с Джаббаром не следует так называться, даже если не имеется в виду сыфат, потому что это может повлиять на душу названного, и он будет чувствовать могущество, высоту, будет гордиться перед другими созданиями, и подобные вещи влияют на человека, и человек должен их избегать. И Аллах лучше знает («Нур аляд-дарб», 101а).

Мы знаем, что лучшие имена – на «абд» и с корнем «хмд», как сказал пророк عليه الصلاة والسلام, но есть те, кого зовут Абдуннаби и Абдуррасул, какой хукм этих имен, ведь мы знаем, что абд («раб») может быть только рабом Аллаха?
Ответ: хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и тех, кто последовал за ними до Судного дня.
Слова спрашивающего, да дарует ему Аллах успех, что лучше имена – на «хмд» и «абд», что это сказал пророк صلى الله عليه وسلم – неправильные слова. Это не так, и имена с корнем «хмд» и на «абд» — не лучшие.
Во-вторых, пророк صلى الله عليه وسلم этого не говорил, и это опять же ошибка, великая ошибка! Это выдуманный хадис, который не говорил пророк صلى الله عليه وسلم, и нельзя это ему приписывать. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
أحب الأسماء إلى الله : عبد الله وعبد الرحمن ، وأصدقها : حارث وهمام
«Любимые имена перед Аллахом – Абдулла и Абдуррахман, и самые правдивые из них – Харис и Гаммам همام».
На основе этого мы говорим – имена на «абд», добавленные к слову Аллах или ар-Рахман – самые любимые имена для Аллаха (Абдулла и Абдуррахман). Также хорошие имена – где идет добавление слова «абд» к другим именам Аллаха, как Абдуррахим عبد الرحيم, Абдулваххаб عبد الوهاب , Абдулазиз عبد العزيز , Абдуллатиф عبد اللطيف , Абдулхабир عبد الخبير , Абдулбасыр عبد البصير и т.д.
Что касается Абдуннаби عبد النبي , Абдуррасул عبد الرسول , Абдуджибриль عبد جبريل , Абд-такого-то, то это запрещенные имена. Ибн Хазм رحمه الله сказал: «Ученые сошлись на запрещенности каждого имени, содержащего в себе поклонение не Аллаху, кроме Абдулмутталиба». И он сделал исключение для этого имени, потому что некоторые ученые сказали, что Абдулмутталиб – нормальное имя, т.е. пророк صلى الله عليه وسلم сказал:
أنا النبي لا كذب ، أنا ابن عبد المطلب
«Я пророк, в этом нет лжи, и я сын Абдулмутталиба». Но были такие ученые, которые запретили имя Абдулмутталиб, и они сказали, что слова пророка صلى الله عليه وسلم относятся к сообщению (хабару), и Абдулмутталибом звали его деда, и это имя нельзя было изменить.
Таким образом, нельзя называть кого-то Абдулмутталибом, и это сильное мнение.
И если ты, брат, захотел назвать своего сына, то назови его лучшими и любимыми для Аллаха именами, если ты можешь – Абдулла عبد الله , Абдуррахман عبد الرحمن , Абдуррахим عبد الرحيم , Абдулазиз عبد العزيز , Абдулваххаб عبد الوهاب , Абдуссамиъ عبد السميع , Абдулбасыр عبد البصير , Абдуллатиф عبد اللطيف , Абдулхаким عبد الحكيم и т.д. («Нурун аляд-дарб», 372б).