Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 4.

Архив на категорию: Аудио
Дата: 16 Авг 10 - Комментарии к записи Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 4. отключены


Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله

Имена, в которых содержится поклонение не Аллаху; дозволенность называть именами пророков

Имена, включающие в себя поклонение не Аллаху عز وجل

Среди запрещенных вещей – называть любым именем, в котором содержится поклонение не Аллаху, как Абдулджинн («раб джиннов»), Абдуддар عبد الدار, Абдулкаъба عبد الكعبة , Абдутамим عبد تميم , Абдулхаджар عبد الحجر , Абдулузза عبد العزى , Абдуррида عبد الرضا , Абдулхусейн عبد الحسين , Абдуррасул عبد الرسول , Абдулмасих عبد المسيح , Абдуали عبد علي , Абдулимам عبد الإمام , Абдулхасан عبد الحسن , Абдуламир عبد الأمير , Абдуссаджжад عبد السجاد , Абдулбакъир عبد الباقر , Абдуссадикъ عبد الصادق , Абдулказым عبد الكاظم , Абдулмагди عبد المهدي , Абдуванис عبد ونيس , Абдуннаим عبد النعيم , Абдуррады عبد الراضي , Абдуннаби عبد النبي , Абдутаха عبد طه , Абдулмакъсуд عبد المقصود , и аль-Макъсуд не относится к именам Аллаха. Сюда же относится все имена на «абд», после которых следуют имена, которые не являются достоверными именами Аллаха, как Абдулаль عبد العال , и правильно – Абдулмутааль عبد المتعال , потому что аль-Мутааль – имя Аллаха. Также – Абдулвахид (ударение на последний слог) عبد الوحيد , Абдулфадыль عبد الفضيل , Абдуссахиб عبد الصاحب , Абдуссада عبد السادة , Абдулхадыр عبد الخضر , Абдулаты عبد العاطي , Абдуззубейр عبد الزبير , Абдуннур عبد النور  – все эти имена не разрешены. Ан-Нур – не имя Аллаха. Эта группа запрещенных имен запрещена потому, что в них содержится поклонение не Аллаху, и это один из видов ширка. Среди далилов, указывающих на то, что недозволенно присваивать себе имена и сыфаты Аллаха – достоверный хадис: Абу Дауд привел в своем «Сунане» от Гани, что когда он со своим народом прибыл в Медину к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم в составе делегации, пророк صلى الله عليه وسلم услышал, как его называют Абуль-Хакам, и он позвал его к себе и сказал:

إن الله هو الحكم وإليه الحُكم، فلا تكنى أبا الحكم

«Воистину, Аллах – аль-Хакам («Судья»), и Ему принадлежит хукм, и почему твоя кунья Абуль-Хакам?».

Хани сказал: «Когда у моего народа были разногласия, они пришли ко мне, и я рассудил их так, что обе группы остались довольны, и поэтому они дали мне кунью Абуль-Хакам». Посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

ما أحسن هذا

«Как это хорошо».

И то, чтобы судить людей справедливо, чтобы обе группы остались довольны, — хорошо, но кунья Абуль-Хакам – другое дело. И пророк صلى الله عليه وسلم  спросил:

فما لك من الولد؟

«Есть ли у тебя дети?» Он ответил: «У меня есть Шурейх, Масляма и Абдулла». Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فمن أكبرهم؟

«Кто из них старший?»

Он ответил: «Шурейх».

Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:

فأنت أبو شريح

«И ты – Абу Шурейх».

Дозволенность нарекать именами пророков

Что касается наречения именами пророков, то это хорошие имена, и называние такими именами известно в истории мусульман. Пророк صلى الله عليه وسلم  назвал своего сына Ибрагимом إبراهيم. Аль-Бухари написал главу в своем «Сахихе» «О тех, кто был назван именами пророков», и там он привел хадис от Исмаила, который сказал: я сказал Абу Ауфе: «Я видел Ибрагима, сына пророка صلى الله عليه وسلم, который умер в детстве. Если бы было предопределено, что после Мухаммада صلى الله عليه وسلم будет пророк, его сын бы жил, чтобы стать пророком после него, но после него не будет пророка». В «Сахихе» Муслима есть глава о том, чтобы называть именами пророков и праведников. Муслим привел хадис аль-Мугиры бин Шуъбы, который сказал: «Когда я прибыл в Наджран, христиане Наджрана сказали: «Воистину, вы читаете:

يَا أُخْتَ هَارُونَ

«О сестра Харуна!» (сура Марьям, 28), а Муса жил до Исы на столько-то и столько-то. Они встретились ему и сказали: «Вы в Коране говорите о Марьям:

يَا أُخْتَ هَارُونَ مَا كَانَ أَبُوكِ امْرَأَ سَوْءٍ وَمَا كَانَتْ أُمُّكِ بَغِيّاً

«О сестра Харуна! Твой отец не был скверным человеком, и мать твоя не была блудницей» (сура Марьям, 28). А между Марьям и Гаруном, братом Мусы, прошли сотни лет, а, может быть, и тысячи, так как же вы говорите в Коране «О сестра Гаруна!» на Марьям, а Марьям не была сестрой Харуна».

Он сказал: «Когда я прибыл к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم  и спросил его об этом, он сказал:

إنهم كانوا يسمون بأنبيائهم والصالحين قبلهم

«Воистину, они называли в честь своих пророков и праведников, живших до них».

И Гарун, брат Марьям, — не тот Гарун, который был братом Мусы. Это был другой Гарун. Из обычаев народа Марьям было то, что они называли именами пророков и праведников, живших до них, и среди них был Гарун.

Среди некрасивых нежелательных имен – имена фараонов и тиранов, как Фиръавн, Къарун, Гаман. Есть разногласия по поводу наречения именами ангелов, как Джибраиль, Микаиль, Исрафиль. Ибн аль-Къаййим в «Тухфат аль-Мавдуд» посчитал их нежелательными, и лучше будет отдалиться от наречения такими именами.