Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 6.

Архив на категорию: Аудио, Имена Аллаха
Дата: 05 Сен 10 - Комментарии к записи Имена, куньи и прозвища на весах шариата. Часть 6. отключены


Отрывок из лекции шейха Мухаммада бин Салиха аль-Мунаджжида حفظه الله

Порицаемое, случающееся в именах; наречение именами Аллаха; имя и сглаз.

Порицаемое, случающееся в именах

Изменение харамного (запрещенного) имени – ваджиб (обязательно). Изменение нежелательного (макрух) имени – мустахабб (желательно). Нужно, чтобы люди помогали друг другу в этом изменении. У некоторых людей бывает харамное имя, например, включающее в себя поклонение не Аллаху, как мы упоминали выше, и когда он изменяет свое имя, его товарищам и друзьям следует называть его новым именем и остерегаться называть его первым некрасивым именем, помогать ему в этом, чтобы он не испытывал стеснений, чувствовал, что все нормально. Это входит в слова Всевышнего Аллаха:

وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى

Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности (сура аль-Маида, 2).

Тот, кто принял ислам, и чье имя содержало в себе поклонение не Аллаху или указывало на ширк или куфр, должен изменить его, выбрав себе взамен одно из имен единобожников. Ему не нужно изменять имя своего отца или деда, потому что пророк صلى الله عليه وسلم не изменял имена своих предков и предков его сподвижников, хотя среди них попадались такие имена, как Абдулузза («раб аль-Уззы») عبد العزى , Абдулкаъба («раб Каъбы») عبد الكعبة , Абдуддар عبد الدار и др, т.к. человек ответственен только за свое имя.

Наречение именами Аллаха.

Среди имен, которыми запрещено называться – имена, которые может носить только Аллах عز وجل, как аль-Ахад الأحد, ас-Самад الصمد , аль-Халикъ الخالق , ар-Разикъ الرازق и т.д. Не дозволено называть какого-нибудь великого человека или царя именами или давать ему прозвища или описывать сыфатами, которые относятся только к Аллаху. Нельзя давать прозвища аль-Къахир القاهر или аз-Захир الظاهر . Также недозволенно давать прозвища аль-Мутакаббир المتكبر , аль-Авваль الأول , аль-Ахир الآخر , аль-Батын الباطن , Аллямуль-гуюб علام الغيوب и т.д. Некоторые люди в наше время называют своих лидеров именами, которыми может называться только Аллах. Один из них, да сделает с ним Аллах то, что он заслуживает, сказал об одном таком лидере, что «…он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». И это – отвратительный куфр и мерзкий ширк. Среди величайших преступлений перед Аллахом سبحانه وتعالى – чтобы человек препирался с ним в одном из Его имен или сыфатов, и чтобы создание, каким бы оно ни было, чинило несправедливости с этим именем и сыфатом.

Вера, что имя защитит от сглаза

Среди скверных дел и ложных убеждений – убеждение некоторых людей, особенно бедуинов, что если ребенка назвать отвратительным некрасивым именем, его не постигнет сглаз, что он не умрет в детстве и т.д. Поэтому некоторые из них стали называть детей некрасивыми именами, например, одни назвали своего сына Тамс طمث  («менструация») и т.д., валь-иязу биллях. Посмотри на положение ребенка, которого будут называть среди людьми некрасивым именем. Если его имя странное, которое никто не слышал, то тот, кто спросит его о его имени в первый раз, скажет: «Как тебя зовут?» Они скажет: «Такой-то». И человек изумится и повторит свой вопрос. Он скажет: «Как-как?» И человек опять повторит свое имя, и он почувствует стыд по причине невежества своего отца и его отказа от сунны посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, и это может привести к тому, что дети будут ненавидеть своих родителей, потому что такой отец повесил сделал так, что люди испытывают отвращение к его имени. В целом мы завершим вопрос имен тем, что упомянул ат-Табари رحمه الله, когда сказал: «Не следует называть именем с некрасивым значением, именем, содержащим тазкию (восхваление) этого человека, именем с ругательным значением. И даже если это просто имена собственные, и под ними не имеется в виду истинное описание, нежелательно, что когда кто-то услышит такое имя, то подумает, что это описание того человека». Поэтому пророк عليه الصلاة والسلام изменял некрасивые имена.

Пусть он знает, что среди имен, в которых содержится тазкия (восхваление) и которые порицают ученые – имена, которые распространилось в этом веке и за последние века в исламской умме – как Закиюддин زكي الدين , Такъиюддин تقي الدين и т.д. Другой пример – имя Фахруль-ислам فخر الإسلام («гордость ислама»), и эти имена возникли в последние века существования ислама. Мы не знаем сподвижников или салафов, которые бы назывались такими именами. Удивительно то, что такие имена стали частыми в то время, когда мусульмане ослабели. Когда мусульмане были сильными, они не нуждались в том, чтобы называть такими именами, но когда среди них появилась слабость, у многих возник комплекс неполноценности, и они стали называть Закиюддин زكي الدين , Сираджуддин سراج الدين , Такъиюддин تقي الدين , Фахрулислам فخر الإسلام и т.д. Этот комплекс неполноценности в душах принесло чувство слабости. Прибавь к этому, что это новоизобретенные имена, и в них содержится самовосхваление и противоречие словам Аллаха:

فَلا تُزَكُّوا أَنْفُسَكُمْ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنِ اتَّقَى

Не восхваляйте самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен («ан-Наджм», 32).

Среди руководства пророка صلى الله عليه وسلم было то, что он смягчал имя, когда звал кого-то, для ласкательности, убирая из имени, например, последнюю букву. Когда он звал Аишу, то говорил:

يا عائش

«О Аиш!» Так проявлялось ласковое обхождение и приветливость, и в этом нет проблемы, потому что в таком обращении содержится заигрывание и проявление любви, как, например, когда к Фатиме обращаются «О Фатим» и т.д.