Кому принадлежит право давать ребенку имя

Архив на категорию: Фатава
Дата: 30 Апр 11 - Комментарии к записи Кому принадлежит право давать ребенку имя отключены

Вопрос: я замужняя женщина, в течение ближайших дней Аллах наделит меня дочерью, ин шааллах, и я прошу Аллаха, чтобы Он вырастил ее достойным образом. Мой вопрос к вам таков: мы с мужем спорим относительно ее имени. Я знаю, что ему принадлежит право давать ребенку имя, но я не хочу, чтобы он называл именем, которое я не люблю. В годы учебы у меня была знакомая, которую звали Хафса حفصة, и она не обладала благим нравом. Поэтому я не хотела бы, чтобы мой муж называл этим именем нашу дочь. Я знаю, что это имя жены посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, дочери Умара аль-Фарукъа رضي الله عنهم, но я не могу себе представить, чтобы мою дочь звали, как ту девушку, потому что я на самом деле ненавидела ее и не любила с ней общаться. В дополнение к вышесказанному, это имя считается немного старомодным, и в моей семье и в семье моего мужа все будут удивляться этому имени. Возможно, в будущем они будут насмехаться и издеваться над нашей дочерью, чего я не хочу. Я бы хотела назвать дочь именем Шахд شهد, а мой муж говорит, что это слишком нежное и неподходящее имя. Я считаю, что напротив, это имя хорошее, и его значение – мед, еще не вынутый из сотов, и мед был упомянут в Коране с тем, что в нем содержится исцеление.

Аллах Свидетель, я очень устала и вкусила боль, которую знает только Аллах. Я не хочу причинять несправедливость ни своему мужу, ни дочери. Я предлагала ему имена других сподвижниц, как Сальма, Гаджар и т.д., но он отказался и настаивает на Хафсе. Я прошу вас издать мне фатву относительно того имени, которое я выбрала – слишком ли оно нежное и «расплывчатое», как говорит мой муж? Или же это наоборот, желательное по исламу имя? Спросит ли Аллах с меня отчет за то, что я не люблю имя Хафса по объясненной мною причине?

Ответ: хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Нет ничего плохого в имени Шахд для девочки, и это одно из хороших имен, как уже было объяснено в фатве.

Если между тобой и мужем произойдет согласие относительно этого имени, то это хорошо. Если же он не согласится, то известно, что наречение ребенка именем – право отца.

Тебе нельзя возражать против его права, и не следует, чтобы подобные дела были поводом для разногласия между супругами. Шейх Бакр Абу Зейд сказал: «Матери надлежит не спорить и не препираться, и в обсуждении супругами этой темы есть простор для достижения взаимного довольства, любви и скрепления уз».

Что касается того, что ты не любишь имя Х̀афса по упомянутой тобой причине, то на тебе нет греха, ин шааллах. Тем не менее, мы обращаем твое внимание на то, что чрезмерность в любви и в ненависти порицаема, и что ненависть к человеку должна быть в тех порицаемых вещах, которые ты видишь в нем, и из-за его плохого нрава, но не должна касаться его личности, имени и др.

И Аллах знает лучше.

Источник

 

Вопрос: мой отец умер около года назад. Можно ли мне назвать одного из моих детей его именем, — считается ли это хорошим действием или порицаемым? Поступали ли так праведники? Если это допустимо, то подобает ли жене препятствовать мне в этом? Прошу у вас дуа за меня и мою жену, чтобы Аллах наделил нас благочестивым и здоровым потомством.

Ответ: хвала Аллаху, и да пребудет мир и благословение над посланником Аллаха, над его семьей и сподвижниками, а затем:

Мы просим Всевышнего Аллаха милости и прощения для твоего отца. Относительно твоего вопроса – допустимо называть твоего сына именем твоего отца, подражая в этом посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم, который назвал своего сына именем своего праотца Ибрагима. В «Сахихе» Муслима и других сборниках хадисов приводится хадис от Анаса бин Малика, что посланник Аллаха صلى الله عليه وسلم сказал:

ولد لي الليلة غلام فسميته باسم أبي إبراهيم.

«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его именем своего отца Ибрагима».

Это похвальное имянаречение, и подобным образом своих детей называли праведные салафы, например, аль-Хусейн бин Али رضي الله عنهما, когда назвал своего сына Али (Зейнулабидин) – именем своего отца Али бин Аби Талиба رضي الله عنه, и наречение ребенка именем – твое право, а жена не имеет права возражать против этого.

В «Тухфат аль-Мавдуд фи ахкамиль-мавлюд» Ибн аль-Къаййима говорится: «Глава пятая, в которой говорится, что право давать ребенку имя принадлежит отцу, а не матери, и относительно этого среди людей нет споров. Если родители спорят друг с другом относительно имени ребенка, то предпочтение отдается отцу, и все предыдущие хадисы указывают на это».

В «аш-Шарх аль-мумтиъ» Ибн Усеймина говорится: «Иногда мнение матери не совпадает с мнением отца относительно имени. В этом случае нужно прибегать к мнению отца. Но если можно придти к согласию, выбрав третье имя, на которое согласны обе стороны, это будет лучше, потому что каждый раз, как происходит согласие и единодушие, это лучше для сердца».

Мы просим Всевышнего Аллах наделить тебя благочестивым потомством, придерживающемся прямого пути и того, что любит Аллах и чем Он доволен, и удалить от тебя всякое зло.

И Аллах знает лучше.

Источник